Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Извилистый путь к вере 3

Во времена Августина манихейство получило распространение в Средиземноморском бассейне. Основная его привлекательность заключалась в претензиях на рациональность. Как и гностицизм до него, многие свои положения манихейство основывало на астрономических наблюдениях. Кроме того, свою пропаганду оно частично строило на осмеянии христианского учения и особенно Библии, в частности ее материализма и примитивного языка.
Августину казалось, что манихейство способно разрешить два сложных вопроса, связанных с христианством. Первый касался того, что, сточки зрения искусства риторики, Библия не всегда изъясняется изящно, а иногда и употребляет варваризмы, к тому же стилистические нормы она соблюдает редко, и содержит множество сцен откровенного насилия, повествует о жестокости, обмане и тому подобном. Второй вопрос был связан с происхождением зла. Моника учила его, что есть только один Бог. Но Августин видел зло как вокруг, так и внутри себя и задумывался об источнике этого зла. Если Бог есть выражение высшей и чистой благости, зло не может быть божественным творением. Но, с другой стороны, если все создано Богом, Он не может быть таким благим и мудрым, как утверждают Моника и церковь. Манихейство давало ответы на оба вопроса. Библия – особенно Ветхий Завет – не несет в себе слово, выражающее вечное начало света. А зло представляет собой порождение не этого начала, а начала тьмы.
По этим причинам Августин стал манихеем. Но он еще далеко не во всем разобрался, и девять лет провел «слушателем», не стремясь достигнуть положения «совершенного». Когда на одном из собраний манихеев он поделился своими сомнениями, ему ответили, что эти вопросы слишком сложны и что ответить на них может великий манихейский учитель по имени Фавст. Но когда этот пресловутый Фавст наконец появился, оказалось, что он ничем не превосходит других манихейских учителей. Разочарованный Августин решил продолжить свои ученые занятия в другом месте. Кроме того, его ученики в Карфагене не отличались особой дисциплинированностью, а жизнь в Риме предоставляла больше возможностей для роста. Но в столице ученики, хотя и были прилежнее, не торопились оплачивать его работу. Тогда он переехал в Милан, где освободилось место преподавателя риторики.

Отрывок из книги Хусто Гонсалеса «История христианства. Том 1»

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

«Вера означает именно глубокое, сильное, блаженное беспокойство, которое подвигает верующего к тому, чтобы он не мог успокоиться в этом мире, так что тот, кто совершенно успокоился, тот перестал быть и верующим; ведь верующий не может просто неподвижно сидеть».

Сёрен Кьеркегор «Беседы и размышления»

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Дороге друзья, Христос воскрес!
Мы продолжаем пасхальную рубрику «#Проповедь_в_изобразительном_искусстве_по_четвергам». Перед нами картина «Утро Воскресенья Господня» кисти Демакова Евгения Александровича.

За основу художник взял эпизод из Евангелия от Иоанна. Показан момент, когда жены-мироносицы прибыли к гробу Господню, чтобы помазать Тело Спасителя благовониями, но увидели, что погребальные пелены сброшены, а гроб пуст. Первой возвестила об этом Мария Магдалина. Услышав от нее радостную весть, Апостолы Иоанн Богослов и Петр побежали к опустевшему гробу, свидетельствуя о Святом Воскресении Господа.

Перед зрителем разворачивается сцена Воскресения. Прохладное утро после бессонной ночи, зябко, свет, свежий ветер, радость, в которую трудно поверить, и кружащая голову тревога от ощущения, что мир необратимо изменился: отныне смерть побеждена, Христос воскрес из мертвых, разрушив узы ада.

Изображенные на полотне фигуры апостолов и Марии Магдалины показаны в движении. Они еще не могут осмыслить увиденное. Потрясенные чудом, они выходят наружу из помещения, ошеломленные увиденным. Мария стремительным жестом руки указывает вперед, где за воротами арки длинная дорога ведет в бесконечное пространство, сливаясь с небом. Порывистый ветер колеблет верхушки остроконечных кипарисов – символов смерти, увитые плющом стены внимают словам апостолов, безмолвно молящихся Богу. На лицах их удивление, радость, недоумение: как такое могло свершиться? Действительно ли все виденное ими это явь, а не какой-то странный сон, мимолетное видение, которое внезапно развеется подобно туману, рассеивающемуся после долгой ночи.
Дорога, ведущая вдаль, призывает их в путь – там, впереди их ждет всеобщее ликование и радость.
В картине преобладают холодные тона, отражающие ощущение раннего зябкого утра. Мастерски передана перспектива, дорога, зовущая вдаль, арка, открывающая пространство пейзажа, колеблемые порывистым ветром деревья, увитые плющом древние городские стены…
Художник разворачивает повествование о явлении Христа народу – его ученикам-апостолам и женам-мироносицам, как бы вводя зрителя в реальность, насыщенную атмосферой радости Воскресения.

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

«и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.» (Иер.29:13)

Как-то раз, торопясь на важную встречу, когда уже готов был выходить из дома, ч обнаружил, что ключей от входной двери нет на привычном месте. Время поджимало и я принялся искать ключи по всей квартире. Был буквально поднят «весь дом вверх дном», я не успокаивался, если не находил их в одном месте, то тут же переходил к другому, до тех пор, пока ключи не были найдены.
Я мог бы не найдя ключи сразу, сказать: значит их нет, или еще не время их найти, но так как для меня была важна встреча, на которую я торопился, то было принципиально найти ключи здесь и сейчас.
Порою в нашей жизни наступает момент, когда нам кажется, что мы перестаем чувствовать Бога настолько близко и ясно, как раньше. Как-будто Его голос для нас умолкает. Что мы делаем в этот момент? Успокаиваем себя тем, что значит так сейчас нужно, начну искать прежних отношений и общения с Богом потом, сейчас не время?
Через пророка Иеремию Бог говорит, что Он всегда близок к нам, все лишь зависит от того, насколько Он важен для нас. Если важен, то мы не успокоимся до тех пор, пока не найдем Его, не услышим, не вернемся в близкие с Ним отношения. «Взыскать всем сердцем» -означает возжелать всем своим естеством, сделать отношения с Богом главным и самым важным в своей жизни не потом, а исключительно здесь и сейчас.
Зачастую, поиск Бога связан с отказом от того, что занимает главенствующее место в нашей жизни. Искать Бога- это отказываться от своих плотских желаний, ради желания обрести отношения со своим Творцом.
Бога не ищет сытость, а жажда даже вполне.
Господи, благослови нас и дай нам мудрости искать Тебя всем сердцем и быть с тобой во все дни жизни нашей.

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Извилистый путь к вере 2

По этим причинам Августин стал манихеем. Но он еще далеко не во всем разобрался, и девять лет провел «слушателем», не стремясь достигнуть положения «совершенного». Когда на одном из собраний манихеев он поделился своими сомнениями, ему ответили, что эти вопросы слишком сложны и что ответить на них может великий манихейский учитель по имени Фавст. Но когда этот пресловутый Фавст наконец появился, оказалось, что он ничем не превосходит других манихейских учителей. Разочарованный Августин решил продолжить свои ученые занятия в другом месте. Кроме того, его ученики в Карфагене не отличались особой дисциплинированностью, а жизнь в Риме предоставляла больше возможностей для роста. Но в столице ученики, хотя и были прилежнее, не торопились оплачивать его работу. Тогда он переехал в Милан, где освободилось место преподавателя риторики.
В Милане он стал неоплатонистом. Неоплатонизм, в то время чрезвычайно распространенный, был философским течением с религиозным подтекстом. Его последователи пытались дойти до Первоединого, до источника всего сущего посредством учебы, самодисциплины и мистического созерцания, которое должно было помочь им достичь экстатического состояния. В отличие от манихейского дуализма, неоплатонизм постулировал, что есть только одно первоначало и что все сущее исходит из него путем эманации – подобно тому, как на поверхности воды появляются концентрические круги, когда в нее бросают камень. Ближе к Нему расположены более высокие разряды сущего и все более низкие – по мере удаления. Следовательно, зло исходит не из какого-то другого источника, а просто становится злом, удаляясь от Первоединого. Нравственное зло мы совершаем, отвращая взгляд от Него и созерцая более низкие проявления сущего. Неоплатонизм как будто бы давал ответ на мучившие Августина вопросы о происхождении зла, позволяя утверждать, что источником всего стало существо бесконечной благости, и при этом признавая наличие зла в творении. Зло реально, но оно представляет собой не «творение», а отход от благости Первоединого. Кроме того, неоплатонизм помог Августину понять, что есть Бог и душа, и отойти от «материалистичности» манихейских представлений.
Но оставалось еще одно сомнение: как можно Библию с ее грубым языком и рассказами о насильственных и вероломных поступках считать Словом Божьим? Ответ на этот вопрос Августину дал Амвросий. Моника, которая была с ним в Милане, посоветовала послушать проповеди Амвросия. Августин, будучи преподавателем риторики, с готовностью стал присутствовать на службах, которые проводил самый известный оратор в Милане. Поначалу его больше интересовало, как, а не что говорит Амвросий. Но со временем он слушал епископа уже не как оратора, а как человека, ищущего истину. Амвросий аллегорически истолковывал многие места, которые Августину казались труднопостижимыми. Поскольку аллегорическое истолкование вполне соответствовало канонам риторики, у Августина не возникало никаких возражений. В результате текст Писания представал более благозвучным и вразумительным и его легче было постичь.

Отрывок из книги Хусто Гонсалеса «История христианства. Том 1»

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye