Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Дорогие друзья, в ближайший понедельник мы будем отмечать праздник Преображение Господне!

В нашей рубрике «#Проповедь_в_изобразительном_искусстве_по_четвергам» мы рассмотрим одноимённое произведение : Рафаэля Санти.
Картина композиционно разделена на две части. Верхняя пронизана неземным светом и являет взору Преображение Господне: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, бли-стающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». (Лк. 9:28-31). В нижней части полотна изображены ученики Христа, которые пытаются исцелить больного отрока: «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». (Мф. 17:14-16).

В христианской традиции не принято отвлекать внимание зрителя от главного события на горе Фавор. Но такая трактовка более соответствует евангельскому рассказу, а также обнажает замысел художника, который показал нам эти события как происходящие в разных сферах, на разной высоте Духа. Наверху — откровение Божье о миссии Христа и о том, какой ценою будут спасены люди; внизу — люди, одержимые своим неверием.
Христос в белоснежных развевающихся одеждах парит над землёй. К Нему устремлены фигуры пророков Илии и Моисея. Под их ногами в отблеске фаворского света пали ниц поражённые чудом апостолы: Пётр, Иаков, Иоанн.
Внизу картины — апостолы, которым не удается исцелить одержимого отрока. Они указывают отцу отрока на гору, куда удалился Иисус. Мальчик стоит с воздетой по направлению ко Христу рукой, бессознательно взывая к Его помощи. Этот приём позволил художнику зрительно и содержательно объединить обе части картины.

Апостолам не хватило веры. В исцелении они надеялись на себя и свои собственные силы. И, естественно, оказались бессильны. Бессильны в первую очередь в том, чтобы подвинуть в сторону свою самость и дать место Богу.

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Варварские государства, 3 часть.

Галлия в течение большей части V века была поделена между бургундами, исповедовавшими арианство, и франками, язычниками. Но бургунды не преследовали католиков, как вандалы в Северной Африке. Более того, они подражали их обычаям, и вскоре многие бургунды приняли никейскую веру своих подданных. В 516 году король Сигизмунд признал учение о Троице, и вскоре его примеру последовали остальные.

Франки (чья территория в конце концов стала называться «Францией») сначала являли собой непрочный конгломерат независимых племен, но затем усилиями династии Меровингов было достигнуто определенное единство. Хлодвиг, внук основателя династии Меровея и наиболее видный ее представитель, женился на христианке – племяннице короля бургундов и накануне одной из битв дал обещание, что обратится в христианство, если Бог его жены даст ему победу. В результате на Рождество 496 года он принял крещение вместе со многими другими знатными людьми. Вслед за этим окрестились большинство франков.

В 534 году франки покорили бургундов и объединили под своей властью всю территорию. Но последующие Меровинги были слабыми правителями, и к VII веку власть фактически перешла в руки майордомов, то есть «управляющих двором», выполнявших по сути функции премьер-министров. Один из них, Карл Мартелл (что значит «молот»), встал во главе Франкского войска в войне с мусульманами, которые захватили Испанию, перешли Пиренеи и начали угрожать самому сердцу Европы. Он разгромил их в битве при Пуатье в 732 году. К тому времени он по сути дела был уже королем, но не претендовал на этот титул. Однако его сын Пипин Короткий решил, что пришло время избавиться от ни на что не годного короля Хильдерика III, получившего прозвище Глупый. С согласия папы Захарии он принудил Хильдерика к отречению и монашеству. Затем он был помазан королем епископом Бонифацием, действовавшим по указаниям папы. Это имело огромные последствия для всей дальнейшей истории христианства, ибо сын Пипина Карл Великий стал величайшим правителем раннего средневековья, который стремился реформировать церковь и которого в сан императора возвел папа. В ходе всех этих перипетий церковь далеко не всегда была на высоте. При таких сильных правителях, как Хлодвиг, руководители церкви поддерживали короля и повиновались ему. Для королей вскоре стало привычным самим решать, кто и где должен занять должность епископа. Это можно понять, учитывая, что во владение епископа передавались значительные земельные владения, а сам он становился феодальным сеньором. Вскоре после коронации Пипина Бонифаций пожаловался папе, что франкская церковь по сути оказалась в руках мирских землевладельцев, что многие епископы ведут себя как феодалы, а не как пастыри, и что во франкском государстве не прислушиваются к призывам созвать собор епископов для наведения порядка в жизни церкви и для ее обновления. Такое положение дел сохранялось до эпохи Карла Великого.

Отрывок из книги Хусто Гонсалеса «История христианства. Том 1»

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Сегодня в рубрике «#Проповедь_в_изобразительном_искусстве_по_четвергам»
Мраморная статуя Ветхозаветного Пророка Иеремии. Скульптор — Донателло .

Перевод имени Пророка Иеремии с иврита обозначает «Господь возвеличит». Он родился в семье иудейского священника и тоже готовился к служению в Храме. Бог же призвал юношу на иную службу: «Я освятил тебя: Пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:5). Иеремия написал две книги: своих Пророчеств («Книга Иеремии») и книгу «Плач Иеремии», где сетовал на постигшие его народ бедствия. Считается, что именно Иеремия, один из четырёх Величайших Ветхозаветных Пророков, был наиболее ярким прообразом Христа.

Скульптура изображает Пророка, стоящего в полный рост с упором на правую ногу, сама фигура слегка развёрнута влево. Напряженность позы Иеремии, держащего в согнутой левой руке свиток с письменами, подчеркивается тяжёлыми драпировками сложной формы. Прямой взгляд Пророка направлен вдаль. На его лице с крупными яркими чертами – выражение скорби, но и упорства, непреклонности и стремления следовать воле Божией.

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Я Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Слава:»
Псалтирь 50:3-21

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Варварские государства, 2 часть.

Вестготы (еще одно племя варваров) в 378 году в битве при Адрианополе разгромили римлян, затем перешли Балканы и в 410 году захватили Рим. К 415 году они были уже в Испании и правили этой страной, пока их в свою очередь в начале VIII века не покорили мусульмане. Политическая история этого королевства была бурной. Лишь пятнадцать из тридцати четырех королей умерли своей смертью или погибли на поле боя. Остальные были либо убиты, либо свергнуты. Они тоже были арианами, но не преследовали ортодоксальных христиан, как вандалы.

Примерно через два века после завоевания стало ясно, что хранителями культурных ценностей были покоренные коренные жители и что для достижения хоть какой-то стабильности требовалось их участие. Это привело к обращению вестготского короля Рекареда (586-601) в никейскую веру, которую он торжественно провозгласил на соборе в Толедо в 589 году. Вслед за королем ортодоксальную веру принило большинство знати, и арианство вскоре исчезло.

Выдающимся христианским деятелем вестготского королевства был Исидор Севильский, ученый, стремившийся по мере возможности сохранить прежние культурные ценности. Его труд «Этимологии» – подлинная энциклопедия знаний того времени, причем не только в религиозных вопросах, но и в области астрономии, медицины, сельского хозяйства и так далее. Эти двадцать книг представляют собой типичный, хотя и один из лучших, образец литературы той эпохи – Исидор лишь собрал и систематизировал мудрость прошлого, высказав очень немного оригинальных мыслей. Тем не менее именно благодаря сочинениям таких людей, как Исидор, средневековье узнавало о великолепии и мудрости древности.

После обращения Рекареда церковь начала играть в вестготском королевстве законодательную роль. Но несмотря на все усилия церкви, политическая обстановка в вестготском королевстве оставалось нестабильной и характеризовалась произволом и насилием. Король Рицесвинт (649-672), например, убил семьсот своих противников, а их жен и детей раздал друзьям. В итоге при короле Родерихе (710-711) в Испанию вторглись мусульмане, положившие конец правлению вестготов. Но к тому времени христианство настолько укоренилось в стране, что стало объединяющим началом в долгой борьбе за освобождение полуострова от мавров-мусульман.

Отрывок из книги Хусто Гонсалеса «История христианства. Том 1»

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye