Церковный телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

«Даже если инжир не расцветет, и не будет винограда на лозе, если маслины не принесут плоды, и поля не дадут урожая, если не останется овец в загоне и волов — в стойлах, я все равно буду радоваться Господу и ликовать о Боге, моем Спасителе.» (Авв.3:17-18)

Всякий раз читая данный отрывок из книги пророка Аввакума, логика и рациональное познание подают красный сигнал- это безумие.
Всю свою жизнь человек стремиться накопить и приумножить материальные блага и их составляющие- славу, уважение, восхищение. Существует четкая следственно-причинная связь, которая, как кажется человеку сделает его радостным и счастливым, дарует ему покой и благоговейное состояние.
Во многом, вся человеческая жизнь строится вокруг данного уравнения: «материальные блага=счастье», именно поэтому, когда наши глаза касаются данного текста или он всплывает в нашей памяти, часть нас в той или иной степени бунтует и вопрошает, как это возможно?
Человек уверен, что счастье материально, в той или иной степени. Либо ты счастлив от наличия у тебя вещей или от того, что тебе может дать другой человек, т.е любовь, заботу, уважение, внимание. Не материальное счастье- невозможно, так думает наш «ветхий человек».
Счастье о котором говорит пророк Аввакум диаметрально противоположно материальному, оно нарочито противопоставляется ему. Отрывок начинается со слова «даже», которое по сути своей уравнивает материальное и не материальное счастье и в некоторой степени подчеркивает превосходство последнего варианта счастья. Нам необходимо разобраться, почему?
В 3 веке до н.э Древней Греции возникло философское учение, которое сводилось к тому, что человек должен концентрироваться не на процессах происходящих в его жизни, а на своих эмоциях и реакциях, которые эти процессы вызывают. Стоицизм так же учит, что человек должен одинаково воспринимать события происходящие в его жизни, не отделяя ничего друг от друга. То есть радость и печаль ты должен переносить одинаково. Проблема стоицизма, при всех казалось бы его плюсах- способность стойко переносить тягости бытия, заключается в том, что у каждого человека есть предел после которого он перестает быть стойким. Вспомним пример Иова, который утратив буквально все составляющие счастья и смысла жизни, впал в отчаянье. Получается, что при всей своей силе воли, тренировки реакций и контроле эмоций, достигнув предела и преодолев его, каждый человек может «сломаться». И вот здесь мы возвращаемся к тому, о чем говорит пророк Аввакум. Он подчеркивает одну важную мысль, которую люди зачастую упускают или нарочно игнорируют. Счастье не в чем-то, а в ком-то и не отдельно, персонально для каждого человека, а для всех одинаково, счастье только в Боге. Если твое счастье в Боге, то оно априори не зависит от количества материальных благ, людей тобой восхищающихся или способности контролировать свои эмоции. Именно поэтому даже утратив все, ты не утратишь счастье, потому что Бога невозможно «потерять», Его можно только отвергнуть, сознательно и целенаправленно. Бог единственная константа, постоянная и неизменная в нашем мире, которая дает уверенность в завтрашнем дне. Именно поэтому Иов находясь в пучине страдания и непонимания, откликнувшись на Божий призыв воспрял из бездны печали в мир вечной радости. Именно поэтому Аввакум безапелляционно заявляет: если я потеряю вообще все, я не потеряю главного- Бога, и поэтому я счастлив; ему вторит апостол Павел заявляя, что он все почитает за ненужное и от всего готов отказаться, т.е готов потерять, чтобы только не потерять главного- общения с Богом. Наконец, сам Иисус Христос неоднократно заявлял, что подлинная радость, счастье, богатство возможно только в Боге. Потому, он обращается к каждому человеку: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной», т.е откажись от веры и упования во временное, материальное счастье и ты приобретешь счастье вечное, которое никогда не потеряешь. Христос указывает нам на свои раны и говорит: «Вот твое счастья. Я- твое счастье»

Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.