Как понимать Троицу?
Честно говоря, любое объяснение Троицы, как восприятия Бога, невзирая на принятый догмат относительно нее в 325г. на Никейском Соборе, оставляет некую лакуну, недосказанность. Даже не с позиции объяснения, а больше с позиции восприятия и понимания. Поэтому в данном размышлении, мы попробуем приблизится именно не у объяснению Троицы, а к ее пониманию.
Напомним основные положения принятого на Вселенском соборе догмата о Троице:
-Бог существует в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух, и в то же время Бог есть одно единое целое, единая сущность.
-То есть, три лица — Отец, Сын и Святой Дух составляют святую Троицу, но они не разделены и не различаются в существовании.
-Это означает, что каждое лицо Божества равно, важно и совершенно, и вместе они образуют Божественную Троицу, единое божественное целое.
Часто, в основе претензий критиков христианства можно услышать критику Троицы. Суть которой сводится к тому, что христиане признавая Троицу по сути являются политеистами, многобожниками, язычниками.
Давайте попробуем разобрать позицию критиков Троицы, ведь не секрет, что даже в христианских кругах на протяжении всей истории Церкви, в те или иные времена вспыхивали и вспыхивают споры относительно данного догмата, которые приводили к появлению ересей, преданию друг друга анафеме, созданию новых течений в христианстве. То есть критика догмата и понятия Троицы исходит не только из вне, но и изнутри Церкви, тем важнее для себя прояснить этот момент.
Начать нужно с того, что понятия Троицы нет в Библии в буквальном смысле, ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Упоминаются отдельно Бог Отец, Бог Сын-Христос и Бог- Дух Святой, говорится о единстве Бога Отца и Сына («Я и Отец- Одно» Иоанна 10:30), но нигде не употребляется термин Троица, в том понимании, как говорится в догмате о Троице принятом на Соборе.
Здесь возникает резонный вопрос, на основании чего тогда Церковь приняла и утвердила догмат о Троице, если данный термин не упоминается в прямом смысле в Библии?
Несмотря на то, что само понятие «Троица» не упоминается напрямую, тем ни менее в Новом Завете о ней несколько раз упоминается косвенно. Приведем несколько мест:
-в Евангелии от Матфея 28:19, Иисус дает повеление своим ученикам крестить все народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
-Также в Евангелии от Иоанна 14:16-17, где Иисус говорит об Истинном Утешителе, Святом Духе, которого Отец пошлет во имя Его. Это также можно найти в двух местах в Первом послании Иоанна (1 Иоанна 5:7 и 1 Иоанна 5:8).
На основании данных текстов и общего контекста сложившегося христианского богословия к 4 веку, Церковь и приняла догмат о Троице и ввела само понятие.
Исходя из этого мы можем сделать вывод, что учение о Троице является Библейским и текстуально обоснованным.
В числе прочего, критики учения о Троице отвергают его или ставят под сомнение, из-за превратной интерпретации. В их понимании, Троица=три Бога, а не три лица одного Бога, ипостаси. Следовательно, если Троица- это три Бога, значит христианство противоречит в корне само себе и своему позиционированию, как монотеистическая религия. Так ли это?
Давайте рассмотрим логику данного суждения, здесь нам понадобится культурный и исторический контекст.
Человек живший в Древности, в своем представлении о себе и мире отталкивался от довольно скудной информации. В отсутствии научного подхода, многие процессы происходящие внутри и вокруг человека. для него имели загадочный и мистический характер. В попытках рационального объяснения происходящего, человек последовательно вырабатывал религиозный подход восприятия мира и себя в нем. Так появлялись следующие религиозные подходы: анимизм, тотемизм, фетишизм и трансцендентное воздействие на человека и его волю. Человек обожествлял природные явления, предметы, самого человека. Пытался установить следственно-причинную связь между волей божеств и происходящем с ним и вокруг него. Так появился политеизм- многобожие, язычество. В основе его лежало многообразие мира и представлений человека о нем.
Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.