Малые пророки (еще короче, чем написаны).
Осия — не просто история того, как пророк демонстративно женился на проститутке. Это книга, где впервые сказано «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (13:14) и знаменитое «милости хочу, а не жертвы» (6:6). Даже посреди греха, собственноручно созданного человеческими руками ада на земле, не иссякают любовь и прощение Бога.
Иоиль — пророк Страшного суда и Пятидесятницы. Именно его цитирует Апостол Петр в книге Деяний, объясняя произошедшее схождение Святого Духа. Грядущий суд страшен, но Бог знает меру (2:21-23).
Амос — отвержение внешней религиозности. Единственный шанс на помилование — восстановление правосудия, а не богослужебного календаря. Он обращался не только к Израилю, но и ко множеству окрестных народов, предостерегая всех: от филистимлян до иудеев, от Дамаска до Моава (8:7).
Авдий — представляет логику суда Господнего: «как ты поступал, так будет и с тобою» (1:15) на примере Эдома.
Иона — пророк, бежавший от Бога, чтобы не пророчествовать Ниневии, но, в конце концов, пророчество будет произнесено, Ниневия покается и ее уничтожение будет отложено. Ниневия — столица Ассирии, которая уничтожит десять колен Израиля. Иона здесь спасает будущих убийц своего народа, сам того не зная. Наши враги — тоже живые люди.
Михей — «рыба гниет с головы», ответственность за моральное и религиозное разложение страны лежит на его князьях, правителях, священниках и пророках. Но грядет справедливый Царь из Вифлеема Иудейского (5:2-4), и за Ним — спасение.
Наум — то, что Господь долго терпит, не значит, что он несправедлив. Спасенная Ионой Ниневия будет уничтожена. Для некоторых спасения нет (3:19).
Аввакум — дела Бога благи и полезны не только когда они приятны, но и когда сопряжены с тяжелыми временами. В страданиях от Бога тоже есть смысл.
Софония — критикует идолы, насилие и обман множества народов, чтобы потом произнести пророчество о всеобщем спасении: «чтобы все призывали имя Господне и служили ему единодушно» (3:9).
Аггей — вдохновляет на строительство Второго Храма, обещая, что его слава превысит славу прежнего (2:8). В нем никогда не появится Ковчега Завета из Первого Храма. Зато в него войдет Тот, кто больше Ковчега.
Захария — важнейший мессианский и апокалиптический пророк. Вход в Иерусалим на осле, 30 сребреников, «воззрят на Того, Которого пронзили», «порази пастыря и рассеются овцы», освящение всей земли, отсылки Откровения Иоанна — все здесь.
Малахия — последний пророк, проповедующий избрание Израиля, справедливость Бога и пришествие Предтечи. Это он написал «Вот, я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1). Последние слова Ветхого Завета — о грядущем пророке Илие.
Григорий Видякин
Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/church_voskreseniye
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.